Если жить, то факелом гореть!Вторник, 14.05.2024, 09:57

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории каталога
Статьи инициативной группы [16]
Статьи учеников [31]
Статьи коллег [14]
Песни школы №4 [8]
Статьи Екатерины Григорьевны [3]
День рождения школы №4 [2]
Воспоминания о школе [10]
Отзывы [6]
Поздравления [6]

Наш опрос
Какую песню Вы помните лучше всего?
Всего ответов: 156

Главная » Статьи » Воспоминания о школе

СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ - Штрихи к портрету

 

 

Штрихи к портрету
СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

Сейчас много пишут о людях, чья судьба связана с Великой Отечественной войной. Тема эта неисчерпаема, ибо в ней – многотомная история и участников великой битвы за справедливость, и тех, кто трудился во имя победы в тылу, и тех, кто не видел её ужасов, но ощутил их потом в своей жизни, и…

 

 

Думается, перечень героев этой общенародной книги не имеет предела.

История войны не только пишется, она оживает в устах каждого человека, отдающего себя борьбе за счастье и мир грядущего поколения.

Об одном из страстных глашатаев немеркнущей славы героев мне и хочется рассказать. Собственно, не только мне, но и многим ученикам  и коллегам Екатерины Григорьевны Петровой, учительницы русского языка и литературы алма-атинской средней школы № 4, где она работает без малого сорок лет.


(Увеличить фото)


Учебный кабинет Екатерины Григорьевны чем-то напоминает, если был такой, музей истории литературы. Меняются перед взором школьников эпохи, портреты писателей и поэтов, иллюстрации к их творчеству. Но оформление одной стены неизменно всегда – на ней портреты писателей и поэтов, погибших в Великой Отечественной войне, их мысли, которые они оставили тем, кто впервые придет в этот кабинет, тем. Кто унесет их в самостоятельную жизнь.

Тема войны в понимании Екатерины Григорьевны не ограничена знанием произведений, указанных в программе. Разговор о Великой Отечественной – это становление характеров, это воспитание на примере героев, это сплав знаний и убеждений по большому счету. Он начинается в тот первый день, когда четвероклассники заходят в этот кабинет впервые. Конечно, они уже наслышаны о войне, читали рассказы о героическом подвиге советского народа и гордятся им. Но вот в этой комнате они впервые, глаза в глаза, увидели людей, чьи строки стали духовным завещанием им, их братьям и сестрам. Всем. Кто чтит великий смысл простого и емкого слова «человек».

Новая учительница литературы начинает рассказ обо всех, и о каждом с неисчерпаемой верой в то, что все они, пришедшие сюда впервые, ни когда не расстанутся с нравственными идеалами тех, чьи портреты встречают входящих в Литературу.

Идут годы. Дорога нравственного мужания, как можно определить уроки литературы Екатерины Григорьевны, устремлена из прошлого в будущее. За большими полотнами художественных произведений учительница видит каждого из своих питомцев. Её заботит, в первую очередь, то влияние, что оказывают уроки литературы на их убеждения, на становление их личности. Причем уроки литературы не только и не столько те сорок пять минут общения, сколько чтение, обдумывание прочитанного. Это происходит и на кружке, на традиционных литературных вечерах, и просто у старого школьного окна, где часто можно увидеть Екатерину Григорьевну с кем-либо из учеников.

Учительницу интересует все, связанное с духовным миром ее воспитанников. И потому она часто задумывается над размышлениями школьников о прочитанной книге. Именно поэтому она, страстно отстаивающая свои позиции на уроках, не только побуждает принять свою точку зрения, но и стремится пробудить у учеников самостоятельность в оценке произведения.

Миниатюрные сочинения-размышления по нравственным проблемам, которые иногда проводит Екатерина Григорьевна, в первую очередь показывают, что ученики её неравнодушны к нравственным идеалам и готовы к борьбе за них. В этом учительница литературы видит основную цель своего нелегкого труда, где не все дается сразу.

Вот ученики шестого класса пишут. Как изменилось их отношение к участникам Великой Отечественной войны в связи с изучением литературы: «…читая о подвигах, я задумалась, а могла бы я бороться с врагами, защищая свою родину? Ведь на войне вместе со старшим поколением сражались и ребята. Им было всего по12-15 лет…»; «…Я хочу брать пример с Олега Кошевого. Быть мужественной, смелой и отважной»; «Раньше я не знал многих фактов биографии поэтов-участников войны. Некоторых я полюбил, как народных героев»; «Мне кажется, что поэты – герои войны – были самые настоящие люди, которые могли сказать «Вперед!» себе и друзьям, и в то же время они вели вперед искусство, создавая лучшие свои произведения».

Тема войны, как мерило человеческой нравственности, расширяет круг проблем, которые учительница ставит перед учениками по мере их мужания. Именно на таких уроках формируется сплав знаний и убеждений школьников. Екатерина Григорьевна ведет этот многолетний разговор заинтересованно, прицельно к возрасту своих учеников. Основная задача, как её видит Петрова,- воспитать неравнодушие не только к теме разговора на уроке, но, главное, к жизни, к себе, к своим поступкам, к людям, к свершениям своей эпохи. И именно потому, что это не всегда удается, мы все знаем Екатерину Григорьевну как учителя, ведущего постоянную борьбу за Человека.

Более сорока её учеников стали учителями литературы и продолжают сеять доброе и вечное, не порывая духовного единства со своей наставницей.

А мы на уроке русского языка в пятом классе. Речь идет о местоимениях. И вдруг раздается стук в дверь. Екатерина Григорьевна спрашивает: «Это Ира? Это Андрей? Это Руслан? Это дежурный?» В ответ из-за двери раздается: «Нет! Нет! Нет!» Обернувшись к классу, учительница говорит: «Так можно спрашивать без конца! Что я должна сказать, чтобы получить ответ?» Класс дружно вопрошает: «Кто там?» Ученики входят в класс, а дети понимают, что в коротком слове «кто» разумеются имена всех людей на свете.

Так начинал этот урок великий польский педагог Януш Корчак, во время Великой Отечественной войны добровольно вошедший в газовую камеру вместе с брошенными туда детьми. Так начинает его теперь кавалер ордена «Знак Почета», отличник народного просвещения Казахской ССР Екатерина Григорьевна Петрова… И в этом она верна стремлению раскрыть духовное богатство героев войны и приумножить его в личностях своих воспитанников.

 

Э.БЛИНДЕР

 

22.06.1983

Поделись ссылкой :)
Категория: Воспоминания о школе | Добавил: suntaurus (12.02.2012)
Просмотров: 1298 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Сейчас на сайте всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz